Контактные телефоны : +7 (3519) 45-44-90
                                          +7 (912) 805-44-90 АВИАКАССА
                                          +7 (909)-099-95-95
Наш адрес : г. Магнитогорск, ул. Жукова,14
График работы :ПН.-ПТ.-11.00-19.00; СУБ.-ВС.-выходной

АРХАНГЕЛЬСК

По версии местных жителей, Архангельск — город «доски, трески и тоски».

 
 
По версии туристической, Архангельск — город с пятивековой историей, торговый фасад России на Белом море, родные края первого русского супермена Ломоносова. По любой из версий, от Архангельска невольно ждешь чего-то особенного.
 
Лучшие архангельские виды — на простор Северной Двины и набережную. Набережная — не только собственно берег реки, но и главная улица. Это исторический центр Архангельска: город начинался с поселения на мысе Пур-Наволок (сейчас это место отмечает памятный знак) и распространялся по береговой линии, поглощая мелкие деревни.
 
Набережная и ее окрестности — архитектурный «срез» городских стилей и эпох: кирпичные купеческие дома второй половины XIX века, здание пивного завода в стиле модерн и воссозданный особняк владельца завода, поморского промышленника Альберта Суркова, подворье Соловецкого монастыря, нарядная Николаевская церковь, кирха Святой Екатерины — триста лет назад в нее ходили молиться иностранные купцы-лютеране, а теперь ходят светские поморы: в бывшей кирхе расположился концертный зал Поморской филармонии. В ансамбль старинных зданий вполне вписалась новая церковь Успения Пресвятой Богородицы, нарядная и по-северному лаконичная одновременно. Перед техническим университетом стоит памятник, тоже нарядный и лаконичный. Это Ломоносов и ангел. Великого помора можно сразу и не признать: вместо хрестоматийного академика в парике — этакий дородный Орфей с лирой, одетый не по погоде в лаконичную античную тогу. Памятник — работа скульптора-классициста Ивана Мартоса, который даже Минина и Пожарского на Красной площади превратил в древних римлян.
 
Отреставрированный Гостиный двор — первое каменное здание Архангельска, сегодня в нем размещается областной краеведческий музей. По авторитетному мнению сотрудников музея, 95 (если не 99) процентов исторической застройки Архангельска потеряно. И дело не только в советских градостроителях, устроивших масштабную перепланировку города. Ведь основной строительный материал русского Севера — дерево, а пожары всегда были бичом деревянных русских поселений. Дома горели, их отстраивали, они опять горели... — и так на протяжении веков. А в годы последней войны Архангельск еще и подвергся ожесточенным бомбардировкам.
 
Архангельск долгое время был важнейшим северным портом России, пока не уступил первенство юному Мурманску. Море и порт — достаточное объяснение «трески» в кратком описании Архангельска (помимо хорошей рифмы с доской и тоской).
 
Но если серьезно — в портовом городе не может не быть морских памятников, и они есть во множестве, от настоящих мемориальных кораблей до монументов героям флота. Дань трагическому прошлому — скорбный памятник юнгам, погибшим во время Великой Отечественной. В Архангельске работала школа юнг, четверть выпускников которой не вернулись с войны. Самый трогательный из военных монументов посвящен тюленю-спасителю. Тюлени регулярно заплывают в Двину из Белого моря, а в военные годы их жир и мясо помогли выжить голодающему Архангельску — за ними снаряжались специальные зверобойные экспедиции в Белое и Баренцево моря. Горожане об этом не забыли — бронзовый тюлень поставлен на общественные средства. Говорят, в день открытия памятника рыбаки видели, как тюлени выбрались на льдины и смотрели в сторону города. Наверное, это просто городская легенда, но красиво.
 
Если бы на городской набережной не было ни одного исторического памятника, она все равно производила бы сильное впечатление — достаточно вида на Северную Двину. Архангельск стоит в ее нижнем течении, в самом устье, где широкая дельта впадает в Белое море. Как писал замечательный автор «Поморских былей» Борис Шергин: «Широка и державна, тихославная та река плывет с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем».
 
Чем дальше от набережной, тем реже встречаются старые здания, пока окончательно не сменяются современными кварталами за улицей Обводной канал. Когда-то на этом месте был настоящий дренажный канал, вырытый для осушения болотистой почвы речного побережья. «На мхах» — так архангелогородцы называли район за каналом, где были сплошные болота. Сегодня на «мхах» выросли многоэтажные дома, ничем не выдающиеся.
 
Летом вдоль берега обнажаются широкие песчаные пляжи. В дельте много песчаных островов, из года в год постепенно меняющих форму. Самые большие застроены — например, исторический район Соломбала на острове с тем же названием, где Петр I когда-то заложил первую русскую верфь и адмиралтейство. Соломбала выглядит особенно патриархально, здесь сохранилось множество деревянных домов и даже деревянные мостовые, которые скрипят под ногами, как половицы. «Архангельск — город доски…».
 
Отдельное объяснение есть и для «тоски»: ей веет с огромного Маймаксанского (старого) кладбища на болотах, засыпанных песком. На старых кладбищах лежит часть архангельской истории. Соломбальское, Кузнечевское (переименованное в Вологодское), Ильинское… Моряки разных стран, солдаты всех войн, знаменитости и обычные люди, навечно оставшиеся в архангельской земле. На Ильинском кладбище похоронен один из самых известных архангелогородцев, художник и сказочник Степан Писахов, автор и соавтор поморских сказок и былей. Писахов, как и Борис Шергин, стал столь же знаковой фигурой для Архангельска, как Ломоносов для соседних Холмогор. Благодаря поморским сказам Писахова даже тот, кто ни разу не бывал на Севере, представляет себе поморский говор и поморский юмор.
 
Сегодня бронзовый сказочник в образе городского чудака стоит на пересечении улиц Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского. Вообще-то на шляпе у Писахова должна сидеть чайка, но увидеть ее шансов немного — бронзовая птица так же популярна у вандалов, как петербургский чижик-пыжик в былые годы. Проспект Чумбарова-Лучинского — еще один уголок старинного Архангельска. Его пешеходная часть представляет собой почти музей деревянного зодчества под открытым небом — туда перевезли сохранившиеся исторические деревянные здания. Фонари, лавочки и прочие современные постройки стилизованы в том же духе. Уютная русская провинция, только на самом пороге Белого моря.